- Функция
- (лат. functio – исполнение) - 1. в математике – количество, которое систематически изменяется с изменением какого-то другого количества; 2. часто термин используется в других областях знания в значении 1, но без содержащемся в нём квантификации с коннотацией, что одно явление является функцией другого. Например, «убеждение есть функция достоверности источника информации»; 3. соответствующее действие или поведение человека (органа, структуры и др.). Например, функция преподавателя, врача и т.п.; 4. иногда к значению 3 добавляется указание задачи или цели. Например, «функция надпочечника – продуцирование адреналина».
* * *
(от лат. function – совершение, исполнение) – отношение объектов, в котором изменению состояния и свойств одного из них соответствует изменение другого или других. При системном подходе понятие «Ф.» используется для определения направленного, избирательного воздействия, на основе которого устанавливаются связи между объектами, явлениями, их частями и свойствами. Проблема соотношения Ф. и структуры была обозначена Аристотелем, в научный оборот понятие «Ф.» введено Г. Лейбницем. Четко выраженные Ф. проявляются, как правило, только в высокоинтегрированных образованиях. Самостоятельное значение Ф. приобретает в рамках функциональной системы, в которой элементами являются не объекты, а процессы, действия или операции. Ф. рассматривается также в роли отдельного вида активности, как воздействие структуры – целостного строения с фиксированной внешней формой – на окружающую среду. Ф. – одно из центральных понятий, связанное с описанием конфликта как процесса. Во-первых, конфликт есть следствие функционального воздействия компонентов систем более высокого порядка. Во-вторых, элементы структуры конфликта связаны функциональными зависимостями. Целостность конфликта как структуры поддерживается функциональными взаимосвязями. В-третьих, конфликт оказывает функциональное воздействие на внешнюю по отношению к нему среду. См. Функционализм , Функциональность конфликта
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.